В интервью журналу Intelligent Enterprise директор ФГУП НИИ «Восход» Леонид Бородинов поделился с читателями опытом создания и концепцией дальнейшего развития Государственной автоматизированной системы «Выборы».

11.11.2010

Intelligent Enterprise: Каковы основные вехи создания и развития ГАС«Выборы»?

Леонид Бородинов: Разработка ГАС «Выборы» осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 1994  г. № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”». Можно выделить три этапа развития системы. В1995  г.система успешно прошла предварительные испытания, в июне 1996  г. ГАС «Выборы» была принята в опытную эксплуатацию, а в июле 2000 — в постоянную эксплуатацию.

В этот период ГАС «Выборы» обеспечивала автоматизацию основных функций избирательных комиссий при проведении избирательных кампаний. Для этих целей было создано программное обеспечение, работающее под управлением операционной системы DOS, а ЦИК России, избирательные комиссии субъектов РФ и территориальные избирательные комиссии были оснащены КСА — комплексами средств автоматизации. Для передачи информации между КСА разного уровня использовались электронная почта, аналоговые и тональные телефонные каналы связи.

Вторым этапом развития системы можно считать период с 2001 по 2008  г., когда развитие системы осуществлялось в соответствии с концепциями развития, принятыми ЦИК России в 2001 и 2004  гг. В этот период ПО было переработано для использования в среде WINDOWS. Накаждом КСА были созданы интегрированные базы данных под управлением СУБД ORACLE. Была предусмотрена возможность использования для передачи данных между КСА цифровых каналов связи. Обновленная система была использована уже в конце 2003  г.при проведении выборов депутатов Государственной Думы и проходящих одновременно с ними выборов регионального и местного уровня.

В течение 2004—2008 гг. продолжалось расширение функций ГАС «Выборы» по автоматизации деятельности избирательных комиссий и информированию избирателей о ходе и результатах выборов. Так, например, в этот период была создана база данных, содержащая сведения об избирателях, участниках референдума, и организован интернет-портал ГАС «Выборы», обеспечивший размещение информации о выборах в сети Интернет.

В сентябре 2008  г.ЦИК России одобрила «Концепцию развития ГАС“Выборы” до 2012  г.». Этот момент можно считать началом третьего этапа развития.

Какими были основные шаги по совершенствованию системы безопасности и связи?

Подсистема безопасности ГАС «Выборы» обеспечивает защиту от несанкционированного доступа, антивирусную защиту, защиту информации при передаче данных по каналам связи, включает средства обнаружения и предотвращения атак. Развитие подсистемы связано в первую очередь с изменениями и развитием законодательной базы в области обеспечения защиты информации, такими как закон «О персональных данных». Для выполнения положений этого закона ужесточается контроль за разграничением прав доступа пользователя к информации, хранящейся в базе данных. В соответствии с «Концепцией развития ГАС“Выборы” до 2012  г.» для обеспечения юридически значимого документооборота в системе начнет применяться электронно-цифровая подпись.

Одна из основных подсистем, обеспечивающих функционирование ГАС «Выборы» — подсистема связи и передачи данных (ПСПД). Основным способом передачи данных между избирательными комиссиями в ГАС «Выборы» является электронная почта на основе разработанного отечественной фирмой «Фактор» сервера электронной почты «Дионис». Это обусловлено тем, что в большинстве субъектов РФ единственными доступными каналами связи, защиту которых можно обеспечить, до сих пор остаются аналоговые телефонные каналы связи общего пользования, а в отдаленных и труднодоступных районах — космические (спутниковые) каналы. Поэтому основным направлением развития ПСПД с момента создания ГАС «Выборы» стал постепенный переход к более быстрым, а в случае спутниковых каналов и более дешевым и надежным, цифровым каналам связи. Так, уже в 2003  г. выделенные цифровые каналы связали ЦИК России с избирательными комиссиями большинства субъектов РФ.

Появление цифровых каналов связи и развитие средств коммуникации позволило задействовать ПСПД для осуществления новых функций, в том числе появилась возможность использования IP-телефонии и проведения видеоконференций. Развитие ПСПД направлено на дальнейшее расширение сети цифровых каналов связи с полным отказом в конечном счете от использования аналоговых каналов.

Концепция развития ГАС«Выборы», одобренная ЦИК России в сентябре 2008  г., предусматривает модернизацию системы до 2012  г. Каким будет облик системы к концу этого периода?

Основными направлениями развития системы стали совершенствование нормативно-правовой базы использования системы; совершенствование структуры системы, в том числе выделение четырех функциональных контуров, работающих в единой вычислительной среде; переход на новую аппаратно-программную платформу; расширение функциональных возможностей; совершенствование информационной безопасности.

Появление новых законодательных актов влечет за собой необходимость принятия комплекса мер правового, технологического и организационного характера. Применение электронно-цифровой подписи для обеспечения юридически значимого документооборота тоже требует разработки дополнительных нормативных актов.

Совершенствование структуры системы включает выделение четырех функциональных контуров: избирательные кампании, повседневная деятельность, общественно-информационный, регистр избирателей. Рассматривалось два способа выделения функциональных контуров. Первый способ— физический, то есть создание контура в виде самостоятельной системы со своей базой данных, со всеми технологическими программами и с необходимыми интерфейсами для связей с другими контурами. Второй способ— организация функциональных контуров на логическом уровне в интегрированной базе данных с созданием в ней описаний всех контуров и всех входящих в них функций системы. Физическое разделение контуров обладает серьезными недостатками. Оно, во‑первых, представляет собой фактически возврат к «лоскутной автоматизации», то есть к набору программных и технических средств со своими базами данных, в интересах каждого функционального подразделения пользователя. Связь в такой архитектуре между контурами осуществляется посредством интерфейсов (возможно, и с ручным переносом данных). Во-вторых, появляется большая вероятность получения недостоверных и противоречивых результатов, низкая надежность, дублирование данных, ПО и техники, а также высокие расходы на эксплуатацию и функциональную доработку ПО.

Второй способ, то есть организация функциональных контуров на логическом уровне в интегрированной базе данных, лишен недостатков первого способа, существенно дешевле и требует меньше времени на доработку, отладку и тестирование. К реализации был принят именно он. Единственным исключением стало физическое выделение в отдельную базу данных контура «Регистр избирателей» в ЦИК России. Это связано со значительным объемом данных, накопленным ЦИК России в рамках этого контура, и с особыми требованиями к безопасности информации, содержащей персональные данные избирателей. Организация функциональных контуров повышает эффективность работы различных групп пользователей, а также эффективность управления функционированием, эксплуатацией и сервисным обслуживанием.

Переход на перспективную аппаратно-программную платформу обусловлен, прежде всего, устареванием и выработкой технического ресурса используемых технических средств. При этом замена технических средств на современные позволяет использовать новые возможности, такие как многоядерные процессоры или 64‑разрядная архитектура процессора. Всвязи с этим возникла необходимость перевода системы на новую, совместимую с этими новыми возможностями технических средств программную платформу за счет версионного развития ОС Windows и СУБД Oracle. При этом учитывались такие основные факторы, как сроки поддержки производителем, условия лицензирования, требования к аппаратному обеспечению, безопасность информации, надежность, сроки и трудоемкость адаптации существующего программного обеспечения.

Ваш институт— разработчик подсистемы автоматизации избирательных процессов ГАС«Выборы» — ПАИП. Каковы основные функции и задачи этой подсистемы, принципиальные изменения от версии к версии?

Подсистема автоматизации избирательных процессов является основной функциональной подсистемой ГАС«Выборы». Она предназначена для комплексной автоматизации функций избирательных комиссий. Именно эта подсистема реализует функции по вводу, хранению и обработке информации о проведении избирательной компании или референдума и их результатах. Один из основных элементов — классификатор избирательных комиссий, участвующих в избирательной кампании. Он отображает структуру подчиненности комиссий и их взаимодействие в рамках кампании. Вся остальная информация о действиях избирательных комиссий при проведении кампании завязана на этот классификатор как на общий связующий элемент. Вся обработка информации производится в интересах конкретной избирательной комиссии, отражая выполняемые этой комиссией функции.

Что меняется в ПАИП в связи с проходящей модернизацией ГАС«Выборы»?

ПАИП адаптируется к новой аппаратно-программной платформе и дорабатывается в связи с выделением в ГАС«Выборы» четырех функциональных контуров. С функциональной точки зрения развитие ПАИП направлено на увеличение числа статистических отчетов и реализацию новых требований законодательства о выборах. Кроме того, при выделении в ГАС«Выборы» функциональных контуров «Избирательные кампании» и «Повседневная деятельность» функции ПАИП разделяются между ними. В контуре «Повседневная деятельность» выделяются функции, автоматизирующие деятельность кадровой службы избирательной комиссии, не связанные с проведением избирательной кампании, и функции информирования о законах и законодательных актах, определяющих порядок проведения избирательных кампаний.

Масштабы разработки ПО для государственных проектов в России постоянно растут. Чему, на ваш взгляд, при этом уделяется недостаточно внимания?

Необходимо, чтобы наш программный продукт был качественным и надежным. В нашей стране этот вопрос всегда на втором плане, а его нужно поднимать во всех проектах. Должного контроля за этим нет. В крупных проектах ошибки вылавливаются годами, и все к этому привыкли, считают нормальным. Помере того как ИТ‑системы все больше входят в нашу жизнь, цена ошибок в них возрастает, и контроль за ними должен быть такимже строгим, как и за производством сложных технических изделий. Практически никто из разработчиков не тратит на организацию тестирования больше 10% бюджета, чего совершенно недостаточно. Мы как головной разработчик ГАС«Выборы» намерены существенно усилить контроль за качеством и надежностью приложений. Здесь нужны четко разработанные методологии и правила игры.

Игорь Бондаренко,
заместитель руководителя ФЦИ при ЦИК России

Прежде всего хочу отметить роль НИИ «Восход», как архитектора ГАС«Выборы», как интегратора на протяжении 15 лет объединяющего десятки компаний в работе над таким масштабным проектом. Годы работы системы доказали правильность разработанных технических решений построения системы и отдельных ее компонентов.

В ближайшем будущем предстоит проделать не менее сложную работу по изменению архитектуры, типовых решений. Это связано, с одной стороны, с реализацией задачи по техническому переоснащению избирательной системы, которая поставлена Президентом Российской Феде­рации в Послании Федеральному Собра­нию Российской кардинальными изменениями, Федерации в ноябре 2009  г., а сдругой стороны, с сфере ИКТ в России за последние годы. В этой работе мы также произошедшими в надеемся использовать огромный опыт и квалификацию коллектива НИИ«Восход».