Ждём вас в НИИ «ВОСХОД»

Друзья!

На рынке труда в ИТ-отрасли сложилась непростая ситуация: многие зарубежные компании покидают Россию и закрывают представительства. Мы хотим поддержать российских специалистов и готовы предложить работу у нас.

Мы ищем разработчиков, ИТ-архитекторов, аналитиков, тестировщиков ПО, системных администраторов, технических писателей и других профессионалов.

К нам могут приходить как отдельные специалисты, так и целые команды.

Интервью директора НИИ "Восход" Андрея Бадалова издательству «Открытые системы»

25.11.2020

Обеспечение реальной импортонезависимости требует серьезных усилий. Эта задача оказалась гораздо сложнее, чем изначально предполагалось. Лишь системная работа может существенно изменить ситуацию, которая на данный момент мало кого устраивает.

НИИ «Восход» на российском ИТ-рынке является системообразующим игроком и играет особую роль, реализуя многие задачи и координируя усилия других. О цифровизации госсектора, проблемах импортозамещения и создании экосистемы отечественной разработки рассказывает Андрей Бадалов, директор НИИ «Восход».

— Как, на ваш взгляд, будет в ближайшее время проходить цифровизация госсектора?

Нынешний год показал, что государство нуждается в новых технологиях, ориентированных в первую очередь на обеспечение удобных и востребованных сервисов для населения. Пандемия заставляет ограничить контакты, очень много задач экстренно переносится в онлайн и в электронные сервисы. Возросла нагрузка на лиц, принимающих решения, сократилось время реагирования, вырос объем данных. В этом плане без систем поддержки принятия решений не обойтись. Заканчивается время учетных систем, требуется в полном объеме поддерживать деятельность государственных систем — не только данными, но и структурируемым опытом.

Важна возможность оперативного принятия решений — особенно остро это показала ситуация с коронавирусом, когда мы столкнулись с необходимостью мгновенно реагировать на сложные и даже критические обстоятельства. Без скорости реакции невозможно обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, не говоря уже о качестве цифровых сервисов. Те, кто столкнулся с коронавирусом, успели заметить, насколько сложно определить методики лечения, как все непросто со сбором статистики по заболевшим. К примеру, человеку на карантине могли звонить для выяснения одной и той же информации сразу из нескольких учреждений. Потребность в цифровизации и качественном сборе информации крайне высока — нужно, чтобы люди как можно раньше получили доступ к новым сервисам и актуальным услугам, в том числе медицинским.

— Какие подводные камни вы видите в этом процессе?

Чтобы цифровизация проходила на том уровне, на котором нам бы хотелось, необходимо очень четко и грамотно ставить функциональные задачи. Просто «айтишными» подходами, без понимания сути процессов, здесь не обойтись, поэтому важно обратить внимание на описание и структурирование деятельности. Мы называем это онтологическими моделями, описывающими объекты и субъекты управления, а также задачи делового оборота в пространстве и во времени. Это основа любой цифровизации. Такие модели образуют некую базу знаний управления государством. Эти алгоритмы потом можно использовать повторно при решении тех или иных задач цифровизации.

Обладая этими знаниями, можно составлять качественные технические задания для будущих информационных систем. Однако часто мы видим, что ТЗ готовится отдельным специалистом заказчика, который не проводит серьезный анализ и соответствующее обследование моделей деятельности. Это несет ряд угроз: по разным причинам этот специалист может покинуть заказчика, а его преемники так и не смогут понять, что было написано в ТЗ. Качественная предварительная проработка моделей деятельности просто необходима: не начав системную работу по архитектуре, по функциональному описанию задач, мы не получим должного результата.

После определения моделей деятельности появляется возможность прийти к пониманию моделей данных. Мы столкнулись с рядом проблем в этом направлении. Например, когда по поручению Минцифры участвовали в задачах по сбору данных о текущем состоянии медицинской сферы и экономики в связи с коронавирусом, то увидели, что они разрозненны, не носят качественного характера, нередко недостоверны и обрабатываются вручную. Это еще раз подтверждает необходимость создания Национальной системы управления данными (НСУД), над которой мы тоже работаем. Но еще раз подчеркну: качество данных и модели данных не могут быть оторваны от моделей деятельности. Они должны быть тесно связаны и прорабатываться совместно.

Андрей Бадалов: «Конечно, большинству программистов сейчас удобнее использовать быстрые технологии разработки — в основном иностранные и ориентированные на соответствующие процессоры и аппаратные базы. Остается рассчитывать на то, что при системном подходе на рынке будет появляться все больше кадров с развитыми компетенциями в сфере импортозамещения»

— Существуют ли еще трудности, с которыми сталкивается ИТ-отрасль в рамках цифровизации госсектора?

Недостаточный уровень импортозамещения. Эта проблема существует не первый год, и надо признать, что желаемых результатов в этом процессе мы пока не достигли. При этом следует говорить не только о разработке программного обеспечения и создании аппаратных платформ отечественного производства, но и о том, чтобы все это эффективно работало вместе. Важно, чтобы в России появлялись коллективы разработчиков, способные создавать продукты именно под отечественное оборудование. Пока их доля мала, а время и условия глобальной конкуренции на мировой арене требуют более системной работы по импортозамещению. К сожалению, на должном уровне эта работа пока не ведется.

Мы вышли с инициативой, поддержанной Минцифры и Минпромторгом, создать центр по развитию экосистемы отечественной разработки как в части аппаратного, так и в части программного обеспечения. По сути, мы говорим о создании единой среды разработки, которая будет помогать программистам разных компаний эффективно разрабатывать продукты под отечественное «железо» на базе отечественного ПО. На мой взгляд, эта задача сегодня крайне актуальна.

В обозримом будущем государство планирует инвестировать серьезные средства в развитие микроэлектроники, аппаратной и компонентной базы. Чтобы эти средства максимально эффективно использовались, необходимо подготовить соответствующие требования к «железу» и сформировать единую среду разработки, которая будет учитывать типовые архитектурные решения и позволит создавать доверенные отечественные технологии. Под словом «доверенный» я понимаю не только вопросы информационной безопасности в чистом виде, но и относительную независимость российских технологий от проприетарных западных решений. Понятно, что при создании отечественных решений мы используем многие библиотеки Open Source. Важен определенный компромисс, чтобы со временем отечественные программисты максимально использовали собственные разработки.

— Как вообще сейчас обстоят дела с кадрами, способными решать задачи цифровизации госсектора?

Проблема кадров касается всех направлений. Например, на рынке мало специалистов, способных создавать качественные модели деятельности федеральных органов власти или других заказчиков. Не хватает и инженеров-онтологов, которые умеют формализовать и четко описать структуру деятельности учреждений. Подобных системных специалистов, безусловно, надо готовить.

У нас есть неплохой опыт взаимодействия с организациями в сфере электроэнергетики. Как раз на базе энергетических вузов мы готовили таких специалистов. В этом нет каких-то хитростей, существуют уже наработанные методики и инструментарии. Подготовка таких кадров — работа скорее прикладного характера, не надо рассчитывать на появление сверхуникальных экспертов.

Органы власти и другие государственные структуры могут и сами готовить многие модели деятельности. Часто они указаны в нормативно-правовых актах у большинства госзаказчиков — это те или иные положения о подразделениях, уставы, соответствующие приказы. К сожалению, написаны они в свободной форме и по большому счету не структурированы. Более того, подобные документы создавались в разное время, поэтому между ними могут существовать определенные внутренние противоречия. Это тоже определенный вызов, и проблему надо решать.

Кроме того, нужны специалисты, которые умеют создавать продукты на базе реально отечественных информационных технологий. Конечно, большинству программистов сейчас удобнее использовать быстрые технологии разработки — в основном иностранные и ориентированные на соответствующие процессоры и аппаратные базы. Остается рассчитывать на то, что при системном подходе на рынке будет появляться все больше кадров с развитыми компетенциями в сфере импортозамещения.

Центр по развитию экосистемы отечественной разработки сможет решать задачи импортозамещения и обучения кадров одновременно. В его рамках будут не только тестироваться на совместимость российские решения, но и создаваться открытые библиотеки с возможностью их использования различными коллективами разработчиков. На базе этого центра можно будет готовить соответствующих специалистов. НИИ «Восход» уже подписал несколько соглашений с производителями отечественного аппаратного обеспечения, с которыми мы запланировали совместную работу по созданию такого центра.

— Какие задачи сегодня ставит перед собой НИИ «Восход»?

Во-первых, есть текущие задачи, поставленные перед нами государством. Это развитие НСУД, создание Типового облачного решения по автоматизации контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД), формирование Государственной единой облачной платформы (ГЕОП) в части системы ее управления. Мы должны обеспечивать анализ качества услуг, выбор правильного месторасположения того или иного ресурса в зависимости от потребностей федеральных органов исполнительной власти. Ну и конечно, основная задача остается прежней — быть разработчиком информационных систем для заказчиков, которым необходимо участие именно государственного института.

Кроме того, у «Восхода» существуют задачи и перспективного плана. Иногда мы сталкиваемся с трудностями в написании качественных технических заданий, в разработке функциональных моделей деятельности при постановке задач по созданию информационных систем. Сюда же можно отнести вопросы архитектурного проектирования, надзора и экспертизы. Соответственно, мы можем выполнять роль представителя заказчика, чтобы помогать ему при работе с подрядчиком, создающим информационные системы.

Вторая задача связана с тем, что «Восход» становится точкой соединения отечественных программных и аппаратных решений. У нас есть опыт создания крупнейших информационных систем на базе российского оборудования, в частности на базе «Эльбрусов». Центр по развитию экосистемы отечественной разработки — это мост между российским софтом и «железом». Его создание — не просто задача, а целая миссия для НИИ «Восход».

Наконец, мы планируем не только развивать библиотеки Open Source, но и создавать «песочницы», где будут апробироваться и проверяться перспективные отечественные технологии.

Андрей Бадалов: «Создание Центра по развитию экосистемы отечественной разработки — моста между российским софтом и “железом” — не просто задача, а целая миссия для НИИ “Восход”»

— В рамках конференции «Управление данными — 2020» вы рассказали об опыте создания НСУД. Какова цель этого проекта? На какой стадии он находится?

Основная цель НСУД — добиться того, чтобы потребители (граждане и организации) получали доступные и достоверные данные из различных, но объединенных ведомственных информационных систем. Кроме того, данные этих систем должны быть полными, непротиворечивыми, сопоставимыми и защищенными, чтобы в дальнейшем их использовать для автоматизации процессов госуправления и муниципальных функций, а также для предоставления услуг физическим и юридическим лицам.

При этом сами данные, даже если они качественные, не решают полного спектра задач. На базе этих данных должна проводиться аналитическая обработка для обеспечения проактивных действий — оказания услуг или поддержки процессов принятия решений внутри органов власти. Здесь важно уделять внимание технологиям анализа обработки данных. И опять мы возвращаемся к тому моменту, что качественная аналитика возможна не только и не столько за счет механической обработки больших данных, сколько за счет того, что мы будем обладать детально описанными моделями деятельности и пропускать через них имеющиеся данные. Я убежден в том, что эти вещи должны совмещаться.

НСУД носит глобальный характер и разрабатывается не только нами. Всеми работами по этому проекту руководит команда из Минцифры под непосредственным руководством министра. За НИИ «Восход» закреплена ключевая система поддержки управления НСУД, разработку которой мы завершили в этом году. Также у нас сложилось четкое понимание того, как работать с витринами данных, которые будут выставлять на эту платформу различные ведомства. Более того, в ряде органов власти уже началась подготовка для внедрения этих витрин. Сейчас НСУД переходит от теоретической к практической стадии ее применения.

— Каков потенциал НСУД для обеспечения доверенной среды и объединения различных государственных информационных систем с учетом их сегодняшней разрозненности?

Под разрозненностью мы понимаем пересечение и дублирование данных, а также разные способы описания одной и той же информации. Действительно, часто бывает очень непросто соединить данные между собой. Многие информационные системы создавались в разное время, их разработчиков иногда уже не найти — все это не позволяет обеспечить необходимое взаимодействие между системами. Чтобы такой разрозненности в будущем не было, мы и говорим о разработке единых типовых архитектурных решений для информационных систем, позволяющих предусмотреть возможность их дальнейшей интеграции как на уровне данных, так и на уровне процессов их обработки. Поскольку эту задачу быстро выполнить затруднительно, был предложен механизм с витринами данных, который фактически является компенсатором между внутренним несовершенством ряда систем и нашим желанием получить качественные данные. Пока возможно только такое решение, потому что большинство информационных систем являются закрытыми — мы не можем зайти внутрь системы, выявить там разрозненные данные и исправить ситуацию.

Эту разрозненность и несовместимость, безусловно, надо постепенно преодолевать, в том числе за счет разработки единых онтологических моделей деятельности. Ведь интеграция различных систем необходима, потому что деятельность ведомств связана друг с другом. Детальное понимание того, в чем заключается эта связь, позволит нам предъявлять требования к системам, чтобы обеспечить их совместимость.

— Создание доверенной среды неразрывно связано с информационной безопасностью. Насколько безопасна интеграция различных государственных информационных систем?

Есть мнение, что при объединении данных из разных систем может возникнуть угроза информационной безопасности. Конечно, это надо учитывать. Наша задача — не только интегрировать данные, но и обеспечить их максимальную безопасность. Прежде всего речь идет о защите персональных данных и интересов личности. Мы обязательно должны это предусматривать.

Существуют проблемы информационной безопасности традиционного плана — нарушение периметра системы, вторжение в систему, компрометация данных или процессов. Технологии по борьбе с этими явлениями уже существуют и вполне эффективно с ними справляются. А вот потенциальная проблема, связанная с появлением нового качества интегрированных данных, для нас является вызовом, и мы ей будем уделять максимальное внимание.

Источник: «Открытые системы»